Вообще, дизайн я люблю. Я привык к клиентам, а правки воспринимаю как часть рабочего процесса. Но иногда закипало даже у меня. Получилось даже не про дизайн, а про людей и управление. А сам дизайн — прекрасен.
1. Когда реальный заказчик прячется
Вот делаешь ты проект, стараешься, вроде всех все устраивает, все довольны. Но вдруг менеджер говорит: “Все супер, теперь нужно у начальника утвердить”. И ладно бы утвердить. Оказалось что самый важный в заказе человек, который и будет принимать работу, работу эту даже не видел.
На следующий день менеджер сообщает, что начальнику не понравилось все если не больше. И вот сидишь ты и думаешь, дорогой, а разве это не очевидно что огромный проект стоило бы утверждать хотя бы на промежуточных стадиях у своего начальника, раз уж ты ничего не решаешь?
И на самом деле нет. Для менеджера это совершенно не очевидно, ибо он работает в другой логике, за зарплату, а у тебя тикает время, и затянувшийся проект уходит в минус. Тревожить своего начальника лишний раз менеджер не хотел/побоялся. Деньги за проект платит не свои и не сам. А проект ведет в логике внутренних проектов компании, где можно месяца разводить говорильню и презентовать презентации. По прошествию месяца начинать все с начала. Время идет, зарплата тикает.
2. Когда менеджер студии играет против тебя
Вот работаешь ты такой над проектом, как вдруг тебе приходит комментарий от менеджера: “Клиенту не нравится шапка сайта, хочет добавить туда телефоны, фото жены, слоган на 20 слов, перекрасить все в голубой и зеленый. Сделать к вечеру”.
И ладно если это менеджер клиента. Тут все ясно, клиент мечтает о зеленой шапке в сайте, а менеджер борется за желание клиента. А нет. Это менеджер ваш, студийный. Дизайнеры в таких студиях заложники у менеджеров, а менеджера их — арт-директора. А логика менеджера простая — ой ой ой, правки от клиента, !проблема!, проблему надо решить, клиента не злить, а на пацана нашего, дизигнера надавить, пусть все исправит.
Дизайн — это продукт студии. Если оплата фиксированная (а она чаще всего такая), то чем дольше студия елозит вокруг дизайна, тем меньше прибыли с проекта получит. Любая правка увеличивает время работы над проектом и снижает прибыль.
Поэтому задача хорошего менеджера блокировать правки, отстаивать позицию студии. Со скрипом пропускать то, что делается легко и быстро, но стоять насмерть против правок на которые уйдут дни. В конце концов дело не только в деньгах, но и в самом продукте. Дизайн — лицо студии, его потом в портфолио ставить.
3. Когда менеджер студии превращается в почтальона
Вот работаешь ты на проекты, вдруг письмо от менеджера. Открываешь, а там матюги и ерничества вокруг твоих способностей делать дизайн. Менеджер просто переслал список правок от клиента не читая. Я ответил что общение со мной в таком духе недопустимо, получил извинения, но осадочек остался.
По хорошему менеджер должен ставить дизайнеру задачу на языке дизайнера. Увы, но очень часто менеджер превращается в почтальона и скидывает пожелания и переписку как есть.
Дело в том что “сделать логотип красным и больше”, далеко не всегда означает “сделать логотип красным и больше”. В правильной студии задачу ставит арт-директор, который умеет говорить на языке дизайнера. Пересылать комментарии как есть — нельзя.
Есть и другое мнение: дизайнера нужно брать на встречи с клиентом. Я не против, но если разговоры начинают занимать 60% времени работы дизайнера, это становится проблемой.
4. Когда клиенты настолько ушлые, что даже нет смысла
Работаешь над проектом, высылаешь все клиенту. Наконец долгожданная скайп сессия. И вот клиент начинает тебя душить. И тут плохо, и здесь плохо, а вот тут докажите и обоснуйте почему так сделано. Вы же специалист. Обосновываешь, доказываешь. Клиент неохотно: “Ну да, ну да, но все же …” и все по новой.
Вначале держишься, через час сдаешься, через два твое безвольное тело лежит на земле, а клиент продолжает его пинать. А в голове мелькает популярный мем про дизайнера-карандаша, которым клиент рисует себе дизайн. Отказываешься от проекта, очевидно у нас разное видение дизайна: “Ой, что вы, все же хорошо было, дизайн в целом нравится”.
Сидишь потом и думаешь — вот чего человек хотел добиться? Ради чего давил? Что продавить хотел? На самом деле за 10 лет работы на моей памяти было всего два таких клиента. Но впечатления получил на все деньги.
5. Когда тебе ничего не должны, а ты должен всем
Вот остаешься в ночь поработать над проектом. Ведь это так важно, очередной клиент не успевают на очередную ярмарку, чтобы раздать очередные визитки, которые с большой долей вероятности не сыграют никакой роли ни в чем.
Кто-то вовремя не написал тексты, не подготовил задачу. Кто-то, как обычно, начал заниматься подарочным календарем в середине декабря. Теперь ты, как конечное звено этой цепи фэйлов, должен спасти ситуацию. И ты спасаешь. Ты сидишь ночь, две. Нереально вкладываешься в работу, и пускай даже её принимают. Но тебе не платят. Потому что оплатой занимается другой отдел, а платеж слишком маленький или слишком большой, к тому же сейчас кассовый разрыв и нужно подождать.
Срочная работа похожа на лотерею. Ты ставишь на игральный стол свое ночное время, нервы и либо проигрываешь, либо срываешь внушительный куш. Каждый выбирает за себя хочет ли он играть в казино или нет. Взяться за срочный проект легко, вытащить из него деньги куда сложнее. Ведь времени ждать предоплату нет, начинать нужно сейчас, а «мы то сразу заплатим, уже занимаемся вопросом».
На самом деле дело не в оплате, а в взаимности обязанностей. Договоренности должны соблюдаться с обоих сторон.
А что бесит в дизайне или в работе в студиях вас?
И пронеслись в моей голове 20 лет практики! Спасибо за текст!
На эту тему уже и короткометражку сделали, вот она:
https://www.youtube.com/watch?v=g5MLrfnQR90
Очень крутой текст, но есть ощущение, что в 5 пункте не дожал. Слишком поверхностно и нежно затронул тему, а хочется подробнее и прям суть.
Дожму (;