Удивительно как некоторые люди продолжают множить некогда услышанные махровые мифы UI вроде «Закона первого экрана», «Правила трех кликов». Еще интереснее выглядят мифы о мифе. Недавно я натолкнулся на перевод статьи на Хабре, в которой утверждалось, что люди не обращают внимание на лица людей, соответственно изображения с людьми и их лицами не важны.
В доказательство приводился лендинг с большим слайдером, на котором были изображены мужчина с девушкой. Красными пятнами, как это делается при исследовании движения глаз, были отмечены те области, на которые пользователи смотрели чаще всего. В основном по фотографиям и лицам мужчины и женщины пользователи лишь скользили. Основное внимание же было уделено логотипу, после взгляд проходился по меню и сразу переходил к контенту, пропуская крупный слайдер. Можно ли отталкиваясь от этого примера утверждать, что люди «не обращают внимание на лица»? Конечно нет.
Люди любят лица других людей
С самого рождения ребенок реагирует на лицо и учится его воспринимать. Это одни из первых образов, которые мы учимся воспринимать в виде образов. Два шарика и волнистая черточка образуют смаилик. Это одно из самых ранних символьных восприятие ребенка.
Правильный контекст восприятие первичен
Все любят мороженное. Но если бежишь завернувшись в пальто при -25, не до мороженного, даже если его раздают бесплатно. Для восприятия соответствующей информации нужен соответствующий контекст. За принятием ванны Пушкина не читают. При серфинге по веб страницам мы ищем информацию. Люди сканируют крупные и мелкие тексты взглядом выискивая то, что нам нужно. Заголовки статьи, логотип и меню, текст. Это основные элементы по которым мы пониманием на нужной ли мы странице. Картинки помогают разграничить тексты, упростить восприятие, но не более. Тем более некие общие слайдеры с неведомыми лицами не являются предметом поисков в интернете. Их мы воспринимаем боковым зрением. Самое важное — информация.
Другое применение лиц в дизайне
Более важную роль лица людей имеют в посадочных страницах. Например слайдер на верхушке сайта может содержать предложение о покупке, иллюстрируемое успешным мужчиной. Важное здесь — предложение, которое должно затрагивать нашу «проблему», которую мы хотели бы решить. Фотография успешного мужчины лишь дополнение к образу. С ним важно не переиграть.
Но если мы выбираемся за пределы контентного восприятия и переходим в реальность постеров и афиш, то лицо выступают на первый план. Основой любой хорошей афиши являются люди. Именно они притягивают максимальное внимание прохожих на остановках, и в любых местах ожидания. Нам нравится разглядывать других людей. Женщин и мужчин, нравится оценивать их и примерять на себя. Основой фокусировки внимания афиши является лицо, далее взгляд переходит на слоган, название, продукт и все остальное.
Кто об этом знает? На самом деле об этом все знают. И все этим умело пользуются. По этой причине ACE подается в контексте Тети Аси, «которая приехала». Сникерс подается не сам по себе, а в контексте драйвера велосипедиста. Любой продукт рекламирует лицо в своем амплуа, потому что знакомство с продуктом начинается со знакомства с лицом. Во времена моей работы в кино мы постоянно экспериментировали с подачей обложек и постеров.
Статистически лучше покупались те фильмы и сериалы, где на обложках были понятные образы людей. Без излишней обработки, максимально реалистичные. Сколько раз мы меняли обложку просто потому что она практически не продавалась в своем «артхаусном» виде, но мгновенно начинала продаваться, стоило поставить туда лицо побольше. Всякие минималистические дизайнерские постеры фильмов, на которых изображена иконка и 2 слова интересны только дизайнерам. Это соревнования выдумки и креатива ценные лишь своим соревнование, но провальные с коммерческой точки зрения.
Ах да. Первый экран…
Сколько себя помню, столько все носятся с этим первым экраном. Данный закон вылез из 90-х, в то время когда люди не привыкли пользоваться мышкой. По другим версиям уши этого «закона» тянутся из газетных изданий, которые завлекали прохожего своей передовицей. Главная сторона газеты, на которую надо вынести самый громкий заголовок и есть «главный экран». Переродился этот закон в сайты начала 00-х, которые должны были умещаться на одном экране. Что было достаточно просто, ведь все мониторы были практически одинаковые и квадратные, как окно, у которого я пишу эту статью.
За 20 лет люди перестали воспринимать скроллинг мышкой как некое дополнительное действие, которое не хочется делать. Попасть на сайт — значит скроллить. В условиях, когда большая часть сайтов созданных за последние 4 года представляют из себя ленту с авто скроллом, которая скроллится бесконечно, разговоры о первых экранах похожи на дремучий лес.
Все исследования показывают, что пользователи готовы скроллить и кликать сколько угодно, пока информация им интересна. Пока лента статей представляет для них ценность. Об этом наиболее полно написано в статье UX-мифы на сайте http://www.cmsmagazine.ru По большей части мифы в устах пользователей не представляют особой проблемы. Кто-то прочитал про первый экран. 10 лет назад. И повторяет бородатый баян.
Но вот когда пользователь превращается в клиента, уверенного в том «что он разбирается», хотя разбирается он только в мифологии баянов о дизайне, дело приобретает неожиданный поворот!
Удачных вам мифов.